1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | 8 день | 9 день | Итого | |
Расстояние, км | 46,1 | 103 | 122 | 104 | 127 | 121 | 93,1 | 58,3 | 13,9 | 788,4 |
Средняя скорость км\ч | 11,3 | 12,3 | 13,3 | 11,8 | 13,2 | 14,1 | 13,6 | 12,8 | 12,3 | |
Время движения, ч | 4,04 | 8,19 | 9,15 | 8,47 | 9,33 | 8,33 | 6,25 | 4,33 | 1,13 |
Dimogor
Погрузка в поезд Одесса - Минск состоялась без всяких сложностей и нервов - проводники никакого интереса к велосипеду не проявили. Через некоторое время после отправления поезда всем пассажирам - гражданам Украины были розданы миграционные карты, которые нужно было заполнить. Границу пересекали около шести часов утра. По вагону прошлись сначала украинские пограничники и проверили документы, потом, через некоторое время, их белорусские коллеги, которые тоже проверили документы и проштамповали миграционные карты. И вот поезд уже мчится по территории Белоруссии.
День 1.
Прибыл в Минск около часа дня. Первое впечатление - очень чистый, просторный, даже какой-то пустой город. Полное отсутствие рекламы на улицах. Дисциплинированные пешеходы, ожидающие зеленого сигнала даже при пустой проезжей части, и абсолютно законопослушные водители соблюдающие правила дорожного движения до последней запятой.
Поменял в банке возле вокзала немного денег и поехал осматривать достопримечательности.
После этого взял курс на юго-запад и стал выбираться из города. Достигнув первого же лесочка за чертой города, остановился пообедать.
Следующей моей целью в этот день являлся этнографический музей под открытым небом в селе Озерцо. Там на одной площадке собрали со всей Белоруссии наиболее характерные старинные деревянные строения - дома, сараи, церкви, мельницы, даже школа. Внутри домов воссоздан интерьер, в котором жили в старину, представлены предметы быта и орудия труда.
Было очень интересно побродить среди такой старины, однако, в тот момент я еще не знал, что во многих сельских районах люди продолжают жить почти в таких же деревянных домах, выглядящих не менее древними чем эти музейные экспонаты.
После осмотра музея продолжил путь на юго-запад, стараясь держаться второстепенных дорог. Здесь сразу надо более подробно описать белорусские дороги. Дороги в Белоруссии просто отличные. Практически везде лежит асфальт отличного качества, идеальная разметка, знаки. Видно, что все это дорожное хозяйство постоянно развивается и поддерживается в надлежащем порядке. Вдоль основных дорог расположены площадки для отдыха, представляющие из себя беседку, столики, бак для мусора, иногда туалет. Все это в образцовом порядке - покрашено, чисто, аккуратно. Грунтовых дорог в нашем понимании (укатанный грунт) там практически нет. Так как почвы там преимущественно песчаные, то дорога без покрытия представляет собой либо чистый песок, либо смесь песка и мелкого гравия, передвигаться по которым на велосипеде весьма затруднительно.
Первая ночевка в лесу, примерно на полпути между Минском и Дзержинском.
День 2.
Утром въехал в город Дзержинск. Осмотрел деревянный костел св. Анны (XVIII в.) и памятник "железному Феликсу". Город назван не зря - недалеко отсюда родился главный чекист страны советов.
После Дзержинска двигаюсь проселочными дорогами через живописные леса по направлению к Несвижу. Это уже настоящая глубинка - поражают допотопные деревенские деревянные избы и общая бедность. Огородов почти ни у кого нет, скотины не видно, много брошенных, нежилых домов.
В Несвиже находится дворцово-парковый ансамбль Радзивиллов (XVI—XVIII вв.). Однако дворец закрыт на реконструкцию и доступен только для внешнего осмотра. Погулял по парку, искупался в пруду. Парк занимает большую территорию, однако от былого величия мало что осталось.
Ночевал в лесочке возле Городеи.
День 3.
Утром уже началась территория Гродненской области.
Следующий пункт - замок в городе Мир (1506 г.). Замок тоже закрыт на реставрацию, а судя по размаху работ у меня сложилось впечатление, что его отстраиваю заново. Не знаю как там с исторической достоверностью, но получается красиво.
Дальнейшей моей целью являлся замок в городе Новогрудок. Это один из древнейших городов Белоруссии - время его основания историки относят к Х в. А строительство замка датировано серединой XIII в. Долгое время Новогрудок был резиденцией князей Великого княжества Литовского.
Замок этот не реставрируется, открыт для посещения и выглядит при этом вполне соответствующим своему возрасту. С вершины холма открывается прекрасная панорама.
Дальше было самое интересное. Передо мной лежал большой лесной массив, который я должен был пересечь и выйти к мосту через Неман возле села Белица. Однако, еще при подготовке к походу я заметил, что на карте дороги через этот лес нарисованы весьма пунктирно и схематически, а на спутниковых снимках вообще не просматриваются. Но я решил, что на месте обстановка прояснится и какая-нибудь дорога наверняка найдется. Дорога действительно нашлась, однако чем дальше я по ней ехал, тем более она отклонялась на север от нужного мне направления. Места совсем дикие, кругом ни души, спросить не у кого. К тому же над головой каждые несколько минут стали пролетать военные самолеты и, совершив боевой маневр на низкой высоте, отрабатывали, по-моему, бомбометание на какое-то близкое мишенное поле. У меня стало закрадываться подозрение, что я сейчас въеду на какой-то военный объект - или аэродром или полигон, или еще что-нибудь в этом роде. Решил выруливать лесными тропками на нужное мне направление. Уперся в какое-то болото, дальше лезть не решился, вернулся обратно на дорогу. Пришлось дальше ехать по той же лесной дороге, в надежде, что она меня куда-нибудь выведет. Выбрался я из леса намного севернее нужного мне места, в районе железнодорожного моста через Неман. Опрос местных жителей показал, что данный мост является режимным объектом и пешеходов через него не пропускают, за исключением местных жителей по предъявлению паспорта.
Справедливо рассудив, что с моим украинским паспортом меня скорее примут за диверсанта и арестуют, чем пропустят, я на мост даже не стал соваться. С трудом обогнув охраняемую зону моста по диким буреломам, прошел еще немного вдоль берега реки и остановился на ночлег. Это был очень трудный день, но в конце я был вознагражден красивым закатом и купанием в Немане.
День 4.
Утром надо было решать как выбираться к нужному мосту. Позавтракал, собрался и двинулся по хорошо натоптанной тропинке прямо вдоль берега. Встретился рыбак из местных, и сказал, что я по это тропинкой дойду до села Бондари, а там будет хорошая дорога. Только надо будет в одном месте перейти вброд болотце, но он там давно не ходил, так что глубину не знает. Мдя, чем дальше в лес, тем веселее и веселее, - подумал я. Однако назад дороги нет, только вперед!
Проехав-прошов пару километров по тропинке, уперся я в это болотце. С виду ничего страшного, но просмотренные фильмы про белорусских партизан и длинная жердь, лежащая на берегу и используемая, очевидно, местными для промера глубины, внушали чувство тревоги. Делать нечего - разделся, взял палку и пошел через болото. Оказалось нормально, где по колено, где по пояс, пройти можно. Перенес по очереди вещи и байк, обсох и продолжил путь.
Через некоторое время, как и обещал рыбак, обнаружилась проселочная дорога, которая вывела меня на асфальтовую трассу в направлении Белицы.
В селе Мурованка находится, не побоюсь этого слова, уникальный объект - церковь оборонного типа (1516). Памятников подобного типа, да еще в таком состоянии в мире насчитывается буквально единицы.
В этот день сильно перегрелся на солнце и обгорели руки до такой степени, что прикоснуться нельзя. Под вечер поднялся жар, слабость такая что даже ужинать не хотел. Выпил две таблетки шипучего аспирина, которые буквально за полчаса привели меня в норму.
Ночевал в лесу немного не доезжая до городка Озёры. Ночь запомнилась тем, что проснулся от явного хрюканья где-то совсем рядом. Впрочем, за целый день так устал, что было почти все равно, кто там лазит, перевернулся на другой бок и заснул.
День 5.
Встал пораньше и быстро пока прохладно проскочил до Гродно. В городе все готовятся к какому-то фестивалю народной песни. На улице рабочих различных строительных специальностей чуть ли не больше, чем жителей. Все чего-то чистят, красят, строят. Город очень приятный - небольшой, чистенький, с красивым старым городом.
Однако местный замок представляет собой просто обломок стены, окруженный зданием исторического музея. Музей я посетить не смог по причине невозможности пристроить велосипед, а обломок стены меня не впечатлил.
Покатавшись немного по Гродно, двинулся в обратный путь. Мне предстояло вернуться обратно в Минск, но по другой дороге, с уклоном на север. Все предыдущие дни был довольно сильный встречный западный ветер. Теперь, на обратном пути, он превратился в попутный и поэтому отрезок до Озёр я просто пролетел. Там я повернул на север, в сторону Новой Руды.
Здесь предстоял еще один волнительный момент. Дело в том, что я въехал в пограничную зону (до границы с Латвией всего 4,5 км). Планируя маршрут я как-то не придал этому значения, но теперь грозные таблички по краям дороги, гласящие о необходимости специального пропуска для передвижения в пограничной зоне, вселили в меня беспокойство. Очень не хотелось терять время на всякие разборки и объяснения, поэтому нужно было пройти этот участок как можно быстрее. И тут как на зло дорога превратилась в абсолютно не проезжаемую песочную канаву. С тем же успехом можно было попробовать покататься в Одессе на пляже. Так что эти 5-6 километров пришлось идти пешком, ожидая грозного пограничного окрика "Стой, кто идет!" :)) Однако все обошлось.
День 6.
На этот день было запланировано посещение крепости в городе Лида. Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином. Она расположена прямо в центре города и окружающие её современные здания конечно немного портят антураж. В башне крепости действует небольшая выставка.
В конце дня в поселке Гольшаны осмотрел руины замка Сапегов (1-я половина XVII в.). Когда-то это был роскошный дворцовый комплекс одних из богатейших магнатов Восточной Европы. Теперь остались только развалины, но даже они дают представление о царившем здесь некогда великолепии.
На этом месте аккумулятор в моем фотоаппарате сел и некоторое время я был лишен возможности делать снимки.
День 7.
На седьмой день стало окончательно ясно, что я иду с некоторым опережением графика и в Минске буду раньше чем нужно. Поэтому в этот и последующие дни я ехал никуда не торопясь, подолгу останавливаясь около достопримечательностей и красивых мест.
Утром добрался до города Крево. Здешний замок построен по приказу великого Гедимина, затем им владел его сын Ольгерд, после него будущий король Польши Ягайло. Но знаменит этот замок прежде всего тем, что здесь была подписана знаменитая Кревская уния, объявившая о слиянии Великого княжества Литовского и королевства Польского. Это событие имело огромное значение для всей европейской истрии.
Место расположения замка очень живописное - в долине между холмов, на берегу ручья. К сожалению, фотографий из-за севшего аккумулятора нет, поэтому можете посмотреть этот замок на этой странице.
Дальнейший мой путь пролегал по трассе Вильнюс-Минск. Дорога очень хорошего качества. Несмотря на сильную загруженность транспортом, ехать на велосипеде вполне безопасно, благодаря широченным, около трех метров, асфальтированным обочинам.
День 8.
На этот день у меня была припасена особая программа: во-первых, посещение этнографического музея в Заславле, а во-вторых, линия Сталина.
Заславль один из древнейших городов Руси, основан в конце Х в. киевским князем Владимиром Святославичем. По преданию, Заславль был подарен прежней жене князя Рогнеде и сыну Изяславу. Теперь от старинных укреплений остались только высокие земляные валы.
Этнографический музей меня откровенно разочаровал. После музея в Озерцах там делать нечего. Однако удалось уговорить сотрудниц музея зарядить мой аккумулятор, так что пришлось вынуждено слоняться несколько часов по городу. Зато потом во всеоружии отправился осматривать "линию Сталина".
"Линия Сталина" - это музейно-исторический комплекс, созданный на базе одного из сооружений Минского укрепрайона. Это напоминает комплекс 411-ая батарея в Одессе, но в который вложили много денег, много труда, который действует и развивается. Я был в воскресенье, народу много, вход платный. На территории находится выставка современного и военного вооружения, образцы различных укреплений, дотов, наблюдательных пунктов, траншей и т.д.
Мне повезло, как раз в это время проходили репетиции перед слетом военно-исторических клубов. Так что довелось понаблюдать атаку немцев на наши позиции, что называется "в живую".
После осмотра "линии Сталина" все намеченные для себя цели я выполнил, можно было ехать домой. Но поезд отходил только завтра утром, поэтому надо было становиться где-то на ночлег.
Покатился потихоньку вокруг Заславского водохранилища. По мере приближения к Минску начались коттеджные городки "новых белорусов", а скорее всего государственных чиновников. Весьма навороченные сооружения, я даже под Одессой не видел настолько монументальных строений.
На летном поле клуба ДОСААФ видел взлет кукурузника с последующими прыжками парашютистов. Расположился на ночлег в лесочке неподалеку, так что до самой темноты над головой кружили винтокрылые машины, а как стемнело оказалось, что где-то рядом находится ресторан и засыпал я под "владимирский централ", разносящийся над ночным лесом.
Фотографии из похода, представленные выше и много других, всего около трехсот штук.
Слайдшоу лучше смотреть в полноэкранном режиме (кнопка в правом нижнем углу).
ПРАВИЛА проезда пассажиров в поездах международного сообщения (5.5) - чтобы при посадке не было проблем.
О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (все прочитать, статью 8 распечатать) - на всякий случай.
Геоинформационная система. Беларусь. - карты областей, районов, некоторых городов.
Поехали! - генштабовские карты и не только.
Глобус Беларуси - Архитектурные и иные достопримечательности Беларуси
Конец